12 МАЯ 2017 ГОДА ОЛИМПИАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ МЕТРОЛОГИИ

19 МАЯ 2017 ГОДА СЕМИНАР «ВНУТРЕННИЙ АУДИТ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ (СМБПП) НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

24-26 МАЯ 2017 ГОДА СЕМИНАР «ВНУТРЕННИЙ АУДИТ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА»

3-5 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА КОНФЕРЕНЦИЯ «МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

Главная >> Новости >> 14 ОКТЯБРЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ СТАНДАРТОВ

14 ОКТЯБРЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ СТАНДАРТОВ

14.10.2020
Поделиться:

Глава Росстандарта Алексей Абрамов рассказал о необходимости введения новых технологий.

НАЛАДИТЬ ИНФОРМИРОВАНИЕ О СРОКАХ ПОВЕРКИ

— С 24 сентября бумажные свидетельства о поверке счетчиков теряют юридическую силу, и важна будет только запись о поверке поверке в электронном реестре. Что это изменит и все ли для этого готово?

— Заниматься махинациями на рынке метрологических услуг будет уже не так просто, поскольку все поверки будут отслеживаться в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (ФГИС «Аршин». — Прим. ред.). Уверен, это значительный шаг вперед, чтобы люди реже сталкивались с мошенниками.

— А если специалист реальных работ не проводит и сразу выдает чек? Как быть уверенным в том, что он потом сделает запись в реестре?

— Право заказчика метрологической услуги - требовать от поверителя сделать запись в реестре в его присутствии. Ведь риск, что он не внесет данные в систему, лежит на владельце прибора. И именно ему, если что то не так, придется судиться с этой организацией, доказывая факт поверки. Закон отводит на передачу данных в реестр большой срок, но это сделано скорее для случаев, когда метрологические работы проводятся на индустриальных предприятиях, у больших заказчиков. А в случае с индивидуальным прибором учета, если он корректно работает, запись может быть внесена на месте. Каждый вправе потребовать исполнения услуги в полном объеме. И надо проверять, аккредитована ли организация. Со временем в системе «Аршин» накопится информация о сроках поверки всех средств измерений. Тогда к этим данным можно будет апеллировать, когда мошенники рассылают объявления и обзванивают граждан, угрожая штрафами за отказ в поверке. Наша задача на будущее — наладить информирование о сроках поверки, чтобы люди получали напоминания не от мошенников, а от государства.

МОРАТОРИЙ НА ПОВЕРКИ

— Продолжает ли действовать введенный из-за пандемии мораторий на поверки бытовых счетчиков?

— Да, до 1 января 2021 года. Мне бы хотелось, чтобы это б было шагом к дальнейшему переносу поверочной повинности с плеч людей на профессиональных участников рынка коммунальных услуг. Но это будет происходить эволюционно, по мере появления дешевых средств измерений, которые можно контролировать дистанционно. Именно с переходом на новые измерительные системы в коммунальном хозяйстве возможен перенос ответственности за поверку.

— Почему просто по счетчикам воды не принять такое же решение, как по электросчетчикам, за которые теперь отвечают компании — поставщики электроэнергии?

— Здесь ключевой регулятор минстрой, мы лишь говорим, что в законодательстве не предусмотрено возложение функций в области метрологии на физических лиц. Они не могут быть полноценными участниками метрологических правоотношений. Наоборот, государство должнозащищать их от обмана и лишних затрат. Поэтому нужно искать пути, как обеспечить точность работы бытовых счетчиков без участия граждан. Они уже за все заплатили. Простой потребитель не должен отвечать за то, что ему все правильно отмерили. Это задача тех, кто продает и поставляет ресурсы. Интеллектуальные электросчетчики достаточно дорогие, и переход на них будет постепенным — по мере выхода из строя старых счетчиков. Новые приборы уже будут установлены поставщиками электроэнергии за свой счет, они же будут отвечать за их корректную работу. То же со временем может быть сделано по воде, теплу и газу.

О ПРОВЕРКАХ АЗС

— На пике пандемии введен и мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Привело ли это к росту нарушений на топливном рынке?

— У нас есть приоритетные задачи, которые мы должны выполнять в любой ситуации. В том числе это поручения президента и правительства о внеплановых проверках АЗС. Эта работа продолжалась с соблюдением всех санитарных требований, конечно. Серьезных изменений за последние месяцы не было, при этом за пять последних лет произошло очень позитивное изменение культуры и дисциплины на топливном рынке. Доля контрафактного топлива с 2015 года упала с 20% до 8,9%. Но есть регионы, где нарушений гораздо больше. Постараемся провести там внеплановые проверки с Генеральной прокуратурой.

— Новый ГОСТ на топливные колонки вступает в силу 1 октября. Что он изменит?

— ГОСТ приходит на смену стандарту 1989 года, когда заправки были совсем другими. Его ключевое нововведение — защита от постороннего вмешательства в систему отпуска топлива, чтобы оператор не мог в программе настраивать процент недолива.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ — АВТОБУС

— Как идут испытания автомобилей в рамках госнадзора, какие производители получили штрафы и предписания?

— В прошлом году мы выбрали автобусы. По результатам краштестов почти все производители к нам прислушались, доработали свою технику, провели отзывные кампании. Есть только китайский Golden Dragon, который не согласился с нашими предложениями оперативно исправить конструктивные недостатки своих автобусов (Carrier или D95. — Прим. ред.) и пытается уйти от ответственности. Но у нас позиция очень взвешенная. Мы не позволим нарушать требования безопасности, особенно в такой чувствительной сфере, как автобусная техника.

— По результатам испытаний вы запретили продажу этих автобусов?

— И не только продажу. Теперь мы требуем от компании Golden Dragon устранить конструктивные нарушения, провести реальные испытания и отзыв опасных автобусов. Мы выявили на них существенные недостатки, создающие риск причинения вреда жизни и здоровью пассажиров.

— Что в программе испытаний этого года?

- В этом году у нас запланирована серия испытаний не только по автобусам, но и по грузовикам.

К НОВЫМ ГОСТАМ

— В 2019 году Росстандарт начал ревизию советских ГОСТов — их оставалось 10 тысяч из 37 тысяч действующих стандартов. Как идет эта работа?

— Это большая работа по определению того, какие из стандартов уже действительно не вписываются в современный научнотехнический мир и не нужны промышленности, рынку и потребителю. Идет серьезная экспертная работа с участием лучших профессионалов из соответствующих отраслей. Если ГОСТ, пусть даже очень старого года, до сих пор востребован, технология, которую он описывает, принципиально не изменилась, то он и дальше будет использоваться. Мы его просто обновляем и даем этому стандарту новую жизнь. Очень ограниченное количество ГОСТов попадают под отмену, потому что они уже не нужны, нет такой продукции или услуг.

— Как пандемия повлияла на разработку ГОСТов?

— Как ни странно, очень позитивно. Международные организации отмечают, что активность по стандартизации возросла на 30%. Мы придерживаемся принципа: чем больше цифровых сервисов в нашей деятельности, тем лучше. У нас все технические комитеты охвачены информационной системой «Береста», которая описывает все процессы — от идеи и начала разработки до принятия стандарта. Сейчас в Госдуме рассматривается правительственная инициатива, которая должна де-юре сделать нашу информационную систему основным инструментом стандартизации.

— Насколько ГОСТы сейчас защищены от неправомерного использования?

— Здесь две проблемы. Первая — интеллектуальные права на сами стандарты в законодательстве пока не прописаны. Что такое стандарты? Это приказ Росстандарта или это результат творчества экспертов в технических комитетах? Где-то есть подход, что этот документ свободный, что доступ к нему должен быть бесплатным. У нас есть платный режим, есть режим общедоступности через государственные библиотеки, есть формат ознакомления, когда все новые стандарты вывешиваются на сайте в режиме ограниченного использования. Но в то же время нет классических инструментов защиты авторских, смежных прав, так, как это предусмотрено в отношении аудиовизуальных произведений. Это сейчас не первостепенная задача.

Важнее создать удобную среду, желательно цифровую, для сделок по получению доступа к стандартам, но не к экземплярам, не к брошюркам, а к контенту в машиночитаемом виде. У нас есть перспективный проект с блокчейнсетью IPChain: мы разворачиваем электронные коллекции стандартов на этой платформе и даем возможность быстро и удобно совершать сделки по приобретению доступа к этим стандартам. Это решает проблему контрафакта при обороте цифровых стандартов.

Вторая проблема — ложные ссылки на ГОСТы — лежит в плоскости защиты прав потребителя на надлежащее информирование о характеристиках товара, работы, услуги. Здесь наш ближайший партнер Роспотребнадзор. Мы должны не только бороться с нарушителями, но и поддерживать добросовестных игроков. Для этого мы создали Национальную систему сертификации, в рамках которой действуют строгие правила контроля качества товаров, сделанных по ГОСТу.